Воздушные шары и насос, цветная бумага для оригами, мячи – это все составляющие неограниченного набора для выступлений. Запрещены в использовании только предметы органического происхождения.
Но самым важным является стремление достичь гармонии между внешним видом и внутренним состоянием, которое также должно быть грамотно настроенным.
Походка, дыхание, взгляд – это основные инструменты, по системе Константина Станиславского, позволяющие включить в себе другого человека. Измените походку, и дыхание подстроится само. С взглядом сложнее, здесь потребуются время и тренировки. Станиславский учит создавать образ через внутреннее состояние и настройку мысли, влияя на внешние проявления, что подразумевает, постоянную работу над собой.
Чтобы показать конкретного персонажа в определенном состоянии, можно, следуя системе театрального педагога Михаила Чехова, перейти от внешнего к внутреннему. Например, если нам нужно запыхаться, перед входом в палату приседаем 30 – 40 раз.
Выбор поведения персонажа и сценария, в связи с разнообразием возрастов, диагнозов, и общего состояния зрителя, для больничных клоунов качественно отличается от театральной клоунады. Бывает и так, что те к кому пришел клоун становится равноценным участником представления, это тянет за собой особую ответственность за органичность, продуманность образа до мелочей, а также гибкость импровизации.
Например, в цирковой клоунаде, не редки случаи, когда артист идет со своим персонажем всю жизнь, и если этот образ востребован, пользуется популярностью в своем жанре, то его потом может одеть на себя другой артист, но такого же успеха ему не удается добиться. Так происходит, потому что выстраивается свой личный индивидуальный персонаж, рассчитанный на определенного человека. Специалисты в данной области утверждают, что при создании клоуна нужно в первую очередь учитывать свой темперамент, и тогда выходя на публику, не придется играть кого-то, а просто показать себя. В образе должно быть максимально комфортно, так как больничный клоун находится у своего зрителя, как на ладони и не имеет права на фальшь.
Тот, у кого появилось желание стать клоуном, придет к этому. Нужно помнить про походку, с нее же можно начать. Как пишет Константин Седов – основатель и художественный руководитель АНО «Больничные клоуны» в России: «Известно, что точка тяжести у клоуна – в носу, а это значит, что он смотрит на этот мир по-другому – через свой красный нос. А это уже определенный образ».